воскресенье, 5 октября 2014 г.

АВА и другие методы в одном занятии. Часть 5.

    Поиски эффективного обучающего материала занимают немалую часть времени у специалистов и родителей. 
 И хотя полки, заставленные многочисленными пособиями, картинками и коробочками - предмет гордости любого специалиста, занимающегося обучением особых детей, каждый мечтает найти такой стимульный материал, который бы не требовал излишних финансовых затрат и мог использоваться для детей разного возраста.  Ещё желательно, чтобы такой материал обладал мотивационной значимостью для ребёнка, а значит не потребовал бы дополнительных поощрений, и что самое существенное – мог быть использован для различных обучающих задач и на разных этапах формирования навыка. То есть был бы наиболее универсальным, чтобы с его помощью можно было бы формировать  функциональные навыки у детей в зависимости от их актуальных потребностей.

         Примером такого обучающего инструмента является фотоальбом. Начинать использовать семейные фотографии можно уже с раннего возраста, но и в дальнейшем в процессе развивающих занятий и взросления ребёнка они не теряют своей актуальности, поскольку универсальность и доступность подобного наглядного материала дают возможность гибкой подстройки под самые разнообразные познавательные потребности ребёнка.  Например, семейные фотографии могут быть использованы для сортировки или сличения изображения с оригиналом (папа на фото и «живой» папа), для обучения указательному жесту, для самоидентификации и обучения правильному использованию местоимений «я» и «мой, моя» ("я, Ваня", "моя мама"). Мне кажется, ребёнку будет интереснее и полезнее реагировать на вопрос «покажи, где мама», предоставив ему фотографии, чем на вопрос «покажи, где квадрат». Я вообще не понимаю, какое развитие получит в дальнейшем навык правильного показывания на изображение квадрата или треугольника, а также зебры или тигра. Как это будет применимо ребёнком в ближайшей жизненной перспективе. Один мой маленький пациент в возрасте 2 лет умеет показывать более двухсот изображений самых разных предметов, причём его этому специально обучили. Но при этом он не может правильно отреагировать на вопрос «где мама?».

    В дальнейшем с помощью подписи под фотографиями ребёнок сможет делать первые шаги в обучении чтению. Фотография, на которой было запечатлено интересное событие в жизни ребёнка, поможет его описать, а на более «продвинутом» этапе и ответить на вопросы. И это далеко не полный перечень того, как эффективно можно использовать фотоальбом, который обязательно есть в каждой семье. Технические достижения последних лет позволяют не изготавливать фотографии, а использовать их изображения на экране компьютера, используя самые разнообразные презентации.  Зачем тратить время на поиски житейских и социальных историй в картинках, когда достаточно взять с собой фотоаппарат или мобильный телефон и заснять  именно те моменты из жизни ребёнка, которые потом  лягут в основу очередного рассказа из его реального опыта.  И будут там и признаки весны в собственном дворе, и правильность поведения в магазине или кафе, и наглядное описание купания в море. У семейных фотографий есть ещё один существенный бонус – они опираются на собственный социальный опыт ребёнка и никакие другие картинки не могут его заменить. При правильном поведении взрослых и использовании принципов АВА-терапии ребёнок никогда не утратит интереса к фотографиям, что позволит стимулировать развитие его речи и социальных навыков.

    На видео показан фрагмент использования фотоальбома на самом начальном этапе развития речи. В сравнении в предыдущими публикациями видна явная речевая динамика. Ваня активно стал называть членов семьи и близких знакомых. 





0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.