среда, 7 мая 2014 г.

Зачем учить ребёнка имитации.


Способность к имитациии имеет большое значение для формирования адаптивного поведения и помогает детям осваивать целый ряд навыков без специального обучения. 
Психологам известно, что немалая часть поведения человека связана с тем, что «заложено» в нём в процессе эволюции. Люди – «существа», живущие социальными группами, как и некоторые виды животных, а это значит, что общие закономерности группового поведения наблюдаются как в группе людей, так и в группе животных. Например, существует несколько интересных феноменов коллективного поведения, описанных как у людей, так и у животных. К ним относится эффект «заражения» действием, который можно наблюдать у большой стаи птиц, когда одна из них, заметив опасность, взлетает вверх, а остальные члены стаи срываются с места и летят, «заразившись» тревогой, но так и не успев заметить  признаков опасности. Такое поведение способствует тому, чтобы у группы было больше возможности избежать опасности для жизни. Эффект «заражения» действием можно наблюдать и среди  людей. Кому не знакома ситуация заражения кашлем в тихой аудитории, когда один действительно больной человек запускает целую волну кашля по залу? А коллективная зевота? Таким же образом мама «заражает»  улыбкой своего младенца. У улыбчивой мамы, как правило, и ребёнок улыбается чаще. Такой вид поведения называют автоматической имитацией или копированием, которое может быть представлено и более сложными действиями. Цыплята, в точности повторяя движения курицы, начинают клевать зерно. Щенки в стае хищников, копируя поведение взрослых особей, учатся охотиться.
Дети также наделены врождённым свойством имитировать поведение окружающих. Маленькая девочка ещё не научилась ходить, но уже стоя в кроватке, копирует танцевальные движения под музыку, подражая маме. Годовалый малыш, пробыв с бабушкой целый день, кряхтит и стонет, как маленький старичок с больными суставами. Копирование поведения может быть отставлено во времени, и  близкие люди могут иногда «узнать» в том или ином действии ребёнка свои собственные поступки или выражения. Отражение поведения в маленьком возрасте происходит неосознанно, но в этом свойстве заложен важный механизм адаптации ребёнка к социальной жизни. Не все правила поведения объясняются ребёнку специальным образом. Многое из того, чему он научился в процессе формирования поведения просто скопировано им с поступков окружающих взрослых и только с возрастом понимается.
Следует отличать осознанную (произвольную) имитацию и неосознанную (непроизвольную). Большинство аутичных детей, за редким исключением – прекрасные имитаторы. Они способны копировать слова, интонацию или действия окружающих близких. Дети могут с точностью воспроизводить действия героев любимых мультиков или копировать поведение старших  или младших детей в семье. Однако, довольно часто такое имитативное поведение не является осознанным. При способности подражать действиям и даже речи окружающих ребёнок может не демонстрировать такое поведение по просьбе. Часто родители обращают внимание на  то, что ребёнок способен сказать слово «мама» или любое другое слово, но не реагирует на просьбу «скажи мама». В таких случаях врождённая способность к имитации не формируется в осознанный навык и не способствует  социальной адаптации.
Обучение имитации является составной частью многих программ в АВА-терапии. Это имеет смысл в тех случаях, когда ребёнок не способен по инструкции копировать (повторять) действия взрослого. Надо понимать, что сама по себе имитация как изолированный навык не имеет самостоятельного значения, но служит основой для обучения речи, моторным навыкам, элементам социального поведения, игровым навыкам и т.д.
На видео показан фрагмент занятия, где ребёнка обучают имитировать речь взрослого. Следует отметить, что обучение происходит в соответствии с актуальным уровнем речевых способностей ребёнка и одновременно используются другие способы влияния на формирование речи (карточки ПЭКС, случайное обучение и др.).





          Следует отметить, что стимулирование имитативных способностей может происходить не только в рамках структурированного целевого занятия по обучению имитативным навыкам (копирование движений, действий с предметами, звуков, слогов и т.д.). На следующем видео показано, как специалист вовлекает ребёнка в звукоподражания (имитацию) в процессе обучения другим навыкам. Во время взаимодействия с ребёнком взрослый использует свою речь не только в качестве образца для подражания звукам речи, но также с целью внешнеорганизующего контроля над поведением.



0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.