четверг, 10 октября 2013 г.

АВА и другие методы в одном занятии. Часть 2.

   Возвращаясь к теме обучения функциональным навыкам, хочу ещё раз напомнить о том, что любая программа обучения и реабилитации особого ребёнка должна включать в себя навыки, без которых полноценная адаптация в социуме просто невозможна. Речь идёт об умении пользоваться туалетом, одеваться, раздеваться, аккуратно и самостоятельно есть, адекватно реагировать на просьбы взрослого, социально приемлемым способом выражать свои желания и нежелания и т.п. К сожалению, именно этим навыкам специалисты и родители мало уделяют внимания на начальном этапе работы с ребёнком. Некоторые взрослые полагают, что эти умения сформируются спонтанно, «сами по себе» по мере взросления ребёнка, другие – вообще не считают их первостепенными, прилагая усилия для обучения ребёнка другим, как им кажется, более значимым навыкам (умению называть буквы и цифры, произносить слова, называть на картинках овощи и фрукты, диких и домашних животных, геометрические фигуры, сортировать картинки по категориям и т.д.). Ни в коем случае не хочу приуменьшить значимость всех этих умений, однако практика показывает, что без формирования у ребёнка базовых навыков сотрудничества и самообслуживания все выше перечисленные никак не помогут ребёнку адаптироваться в социуме. Именно на начальном этапе работы при любом «стартовом» уровне развития особого ребёнка необходимо установить контроль над его поведением, научить доступным для каждого конкретного ребёнка способам обращения с просьбой и другим формам сотрудничества. И только после того, как ребёнок усвоит, что сотрудничать со взрослым - это очень увлекательно и сулит самые разные удовольствия, можно выстраивать дальнейшие шаги по развитию речевых и учебных навыков. Опора на мотивацию, как основная стратегия АВА-терапии – эффективна по отношению к любому ребёнку. Тем более это касается аутичного ребёнка, стрежневой проблемой которого, как известно, является неумение сотрудничать и негибкость поведения. Например, как можно научить ребёнка называть картинки или повторять слова, если он игнорирует просьбу мамы «подойди ко мне» или «сядь на стул»? Бегать за ним по квартире? Или зачем ему учиться говорить, если достаточно громко крикнуть (а ещё лучше завизжать), и его желания немедленно выполняются?
   
       Ниже будет продемонстрированы занятия с детьми, где проводилась работа по формированию адаптивных навыков. Речь идёт об умении раздеваться, подчиняться простым инструкциям взрослого, умении обращаться с просьбой на доступном уровне (поскольку оба ребёнка на данном этапе не умеют говорить, их обучают пользоваться карточками ПЭКС). Следует отметить, что обучение одинаковым навыкам происходит на индивидуальной основе и включает различные для каждого ребёнка приёмы подсказок и поощрений. Основную работу по обучению проводят мамы в домашних условиях.
     Кроме того, на видео с уже знакомым по предыдущей публикации мальчиком продемонстрирована работа по  формированию начальных навыков игрового сотрудничества. Тема игровых навыков очень часто обсуждается среди родителей и специалистов, и я планирую посвятить этому отдельную публикацию. В контексте данной статьи хочу только подчеркнуть, что «навязывание» общения через присоединение к привычным для ребёнка манипуляциям с игрушками – отличный способ формирования самых первых шагов к сотрудничеству, обучению неговорящего ребёнка навыку звуковой имитации, «вытеснению» из поведения стереотипных нецелевых повторяющихся действий с игрушками и т.д.
     Для максимального сохранения качества видео материал разделён  на отдельные фрагменты.
Ваня, часть 1


часть 2


часть 3



часть 4



Максим, часть 1


часть 2

       Напоминаю уважаемым читателям моего блога о запрете на перепост фото и видеофайлов. Не хочу, чтобы эти две чудесные мамы пожалели о том, что решили поделиться своим бесценным опытом с другими родителями особых детей.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.