Многими родителями совет обратиться с ребёнком к детскому психиатру воспринимается как личное оскорбление. Этому обстоятельству есть несколько объяснений.
Во-первых, в нашей культуре до сих пор психические расстройства ассоциируются в чем-то «неприличным», считается, что в нормальной семье не может родиться такой ребёнок, в связи с чем, родителей долгие годы преследует чувство вины и собственной несостоятельности.
Это явление называют стигматизацией («стигматизация» - негативное социальное последствие диагноза психической болезни, связанное с сложившимся в обществе стереотипом воспринимать ее как постыдную, отторгающую, дискриминирующую). Проработав детским психиатром более 30 лет, могу со всей ответственностью утверждать, что психические расстройства у детей встречаются в самых разных семьях и причин возникновения таких расстройств множество, некоторые их которых всё ещё не известны науке.
Во-вторых, наша детская психиатрия до сих пор не может достигнуть такого уровня развития, когда права и благополучие каждого ребёнка являются обязательным условием при принятии любого решения. Долгие годы стремление государства к тому, чтобы наша жизнь выглядела «идеальной», приводило к тому, что любое нестандартное мышление, не совпадающее с «вышестоящими инстанциями», расценивалось как психическое расстройство, а дети с проблемами поведения и развития изолировались в интернаты и психиатрические больницы. И хотя прошли годы, и во многих сферах жизни произошли огромные перемены (не все из которых, к сожалению, изменили положение дел в лучшую сторону), упоминание о детской психиатрии до сих пор вызывает у многих людей, мягко говоря, внутренний дискомфорт. И уж тем более, если речь идёт о маленьком ребёнке 2-7 лет, то родители не спешат зайти в поликлинике в кабинет с надписью «детский психиатр», опасаясь возможных негативных последствий для своей семьи.
Несколько лет назад я написала небольшую книгу в помощь родителям аутичных детей, где поделилась своими воспоминаниями о детском психиатрическом стационаре, в котором начинала работать более 25 лет назад. Позже на эту же тему была написана статья «Детская психиатрия в Украине – вчера и сегодня»
Надо сказать, что ситуация действительно меняется в лучшую сторону, в основном, за счёт того, что родители стали иметь возможность получать информацию. Но... Два последних случая вновь заставили меня обратиться к этой теме. Позвонила мама двух аутичных детей, которую я знаю несколько лет. Она рассказала о том, что восьмилетний аутичный сын другой матери, проживающей в сельской местности, находится в психиатрической больнице уже в течение двух месяцев. Целью направления ребёнка в психиатрический стационар было решение вопроса о его дальнейшем обучении (?). Звонившая мне мама, будучи уже осведомлённым и активным родителем, была возмущена тем, что аутичный ребёнок находится в разлуке с матерью в течение 2 месяцев. Более того, робкие попытки сбитой с толку и испытывающей доверие к врачам женщины забрать своего ребёнка, были пресечены, мягко говоря, странным аргументом. «Наш логопед в отпуске, а без него мы не можем решить вопрос обучения».
Ну что тут скажешь? Разве вопрос обучаемости аутичного ребёнка можно решить в психиатрическом стационаре, где он в течение двух месяцев находится в разлуке с привычной для себя обстановкой? И каким образом и какими ресурсами организовывается его времяпровождение всё это время?
Второй случай. Ко мне на консультацию приехала мама с аутичным сыном после двухлетнего перерыва. Я знала его, как сообразительного мальчика, который к 6 годам умел бегло читать, но, как это часто бывает у аутичных детей, совсем не умел писать и, хотя имел способности к говорению, не использовал речь для полноценного общения. За последние два года мама предпринимала попытки организовать своему ребёнку хоть какое-то обучение, даже по настоятельной рекомендации медико-педагогической комиссии оформила его в интернат для детей с умственной отсталостью, где он пробыл полгода, и из-за нарастающих проблем поведения был «возвращён» матери. Основной жалобой матери были агрессивные тенденции в поведении её сына. В приступе ярости он мог нападать на близких и даже переворачивать мебель. С некоторой опаской начинаю общаться с мальчиком, который заметно подрос к своим восьми годам и удержать которого в случае вспышки агрессии будет нелегко. К моему удивлению, мы вполне мирно общаемся, он способен отвечать на простые вопросы и с удовольствием реагирует на мои поощрения и словесные похвалы. Постепенно напряжение моё угасает и в тот момент, когда мальчик явно расслабился и был готов продолжать сотрудничать, я попросила его написать на листе бумаги простое слово. Он даже сделал попытку выполнить мою инструкцию, но при первом же неловком движении ручкой вдруг занервничал, а потом схватился за край стола, и не успела я сгруппироваться, как он одним движением перевернул его, громко и возмущённо выкрикивая что-то малоразборчивое. «Вот видите, что он творит?» - в тревоге воскликнула мама, «Вот и дома он такой, совсем не хочет заниматься с учительницей! Врач назначил аминазин, даю больше месяца – стал чуть спокойнее, но учиться, по-прежнему не хочет». (Аминазин – нейролептический препарат, оказывающий сильное тормозящее влияние на центральную нервную систему и используемое в психиатрии в случаях острого психического расстройства). Тут же меняю тактику, убираю бумагу и ручку, но и не прекращаю попытки вновь установить сотрудничество. Предлагаю мальчику прочитать простой текст, зная о том, что он когда-то с удовольствием читал слова. Срабатывает. Под мои щедрые поощрения ребёнок довольно бегло прочитал несколько предложений из простого текста. Осторожно предлагаю нарисовать машину и, удерживая карандаш в его руке вместе с моей, начинаем рисовать джип. Раскрашивать колёса неумелыми движениями он уже соглашается сам. При этом – никаких признаков агрессивного поведения. Вместе мы умудряемся даже написать его имя большими печатными буквами. Спустя какое-то время опять «напрашиваюсь» на неприятности. Прошу его посчитать, сколько будет три плюс семь. На этот раз реакция ребёнка была уже предсказуема - попытка вскочить и перевернуть стол. На этот раз мама «добавила масла в огонь» - «Как ты себя ведёшь, прекрати немедленно!».
Не надо быть крутым специалистом, чтобы установить связь между агрессивным поведением этого мальчика и неадекватным обучением. Даже под цементной тяжестью аминазина на его мозг, он будет переворачивать стол в ситуации, когда отсутствие адекватной подсказки сочетается с завышенными требованиями.
Эти два случая натолкнули меня на идею создания блога, где я могла бы делиться с родителями особых детей информацией, которая, возможно, поможет им в понимании тех процессов, которые происходят с особыми детьми, в зависимости от их социального окружения. Кроме того, я постараюсь по возможности делиться информацией о тех правовых документах, с помощью которых родители смогут сами защищать права своих детей. Именно для этого, мне кажется, и нужен детский психиатр. Таким образом, детский психиатр это:
1. Врач, который должен оценить, являются ли проблемы поведения и развития ребёнка признаками расстройства, несмотря на то, что грань между нормой и патологией иногда очень сложно определить.
2. Врач, который должен защищать права особых детей и их семей.
3. Врач, который должен проводить активную просветительскую работу среди населения, чтобы максимально способствовать снижению стигматизации.
4. Врач, который должен делать всё зависящее от него, чтобы родителям особого ребёнка стало легче жить.
Ваши статьи легко читать,лаконичны, понятны, доступны непрофессионалам, не перегружены специальной терминологией. Спасибо, Ольга Витальевна.
ОтветитьУдалить