среда, 17 июля 2013 г.

ПРИЗНАКИ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из клинического опыта)

Мозг аутичного ребёнка
Часть 3
  Стремление к постоянству окружения тесно связано со склонностью аутичных детей легко образовывать стойкие привычки.
   Мозг аутичного ребёнка, «не загруженный» социальными связями, вынужден поддерживать психическую активность и заполнять поведение повторяющимися действиями, составляющими скудный поведенческий репертуар.
     Заметить повторяющееся поведение (стереотипии) у аутичных детей не всегда простая задача даже для специалистов. Нередко повторяющиеся действия выглядят вполне уместно и долгое время родители могут считать, что привычка хлопать в ладоши или покачиваться из стороны в сторону есть не что иное, как нормальная реакция на переживание удовольствия маленьким ребёнком. И только те  повторяющиеся действия, которые  никак нельзя связать с ситуацией (например, хождение на носочках, потряхивание руками «словно крыльями бабочки» или перебирание пальцев перед глазами) и которые явно выглядят неадекватно, вызывают у родителей тревогу. Некоторыми действиями аутичный ребёнок увлекается с такой страстью, что оторвать его от привычного занятия становится практически невозможно. Он может часами сидеть у телевизора, перелистывать книжки и журналы или бегать по кругу. Специфическим поведенческим явлением при аутизме является увлечённость ребёнка различными мелкими предметами (детали конструктора, маленькие машинки, палочки и листочки на прогулке, бумажные комочки, предварительно «изготовленные» с помощью разорванного листа бумаги и собственной слюны). Особое удовольствие такие дети получают от разрывания туалетной бумаги или газет. Часто родители отмечают стойкую  увлечённость их ребёнка выкладыванием игрушек (машин, карандашей, деталей пирамидок) в ряды, как вертикальные, так и горизонтальные. В некоторых случаях внимание ребёнка привлекает не столько сам предмет, сколько отдельные его свойства. Например, ребёнок увлечён не самой машинкой, а прокручиванием колёс или манипулирует только игрушками прямоугольной формы и отвергает круглые, в других случаях его интересует определённые звуки, которые он многократно извлекает из предметов, постукивая или вращая ими. Эти особенности сенсорного восприятия при аутизме объясняют нарушением способности мозга интегративно (целостно) воспринимать действительность и анализировать социальную составляющую окружения.
       Таким образом, повторяющееся поведение при аутизме может быть представлено самыми разнообразными действиями. Общим признаком таких действий является то, что они наблюдаются ежедневно и могут практически полностью заполнять времяпровождение ребёнка. В некоторых случаях одни повторяющиеся действия в поведении заменяются другими, но чаще всего поведенческий репертуар аутичного ребёнка не меняется годами. Попытки членов семьи прервать такие действия нередко вызывают сопротивление и могут стать причиной истерики.
      Следует отметить, что истерики встречаются в дошкольном возрасте и у психически здоровых детей. Однако, при детском аутизме, когда ребёнку недоступен адекватный способ сообщения о своём дискомфорте или потребности, истерики нередко выступают единственным доступным приёмом его контроля над ситуацией. При этом, чём жёстче выражена склонность к образованию стойких привычек, тем более ребёнок подвержен бурным аффектам, поскольку в таком случае сама истерика закрепляется в качестве поведенческой стереотипии.
        Типичным следствием неспособности аутичного ребёнка раннего возраста адаптироваться к переменам являются нарушения пищевого поведения и навыка туалета, которые могут серьёзно повлиять на качество жизни семьи. В ряде случаев родителям удаётся вовремя научить ребёнка правильному посещению туалета, но чаще этот важнейший навык «застревает» на каком-нибудь этапе и, не успев сформироваться адекватно возрасту, превращается в стойкую привычку. Например, приученный ходить на горшок, ребёнок отказывается садиться на унитаз, или требует, чтобы горшок стоял только в привычном для него месте перед телевизором. Довольно часто аутичный ребёнок привыкает мочиться только в памперс, и попытки родителей с определённого возраста приучить его к горшку вызывают активный протест. Такой ребёнок может «терпеть» по несколько часов, ожидая привычный памперс. У мальчиков возникает проблема приучения правильно оправляться, так как они привыкли мочиться стоя в подставленный горшок. В таких случаях родителям годами не удаётся отучить своего ребёнка оправляться в штаны. В тоже время бывают случаи, когда семья вообще не имеет проблем с навыком туалета, так как в раннем возрасте ребёнок был оформлен в ясли, где стал посещать туалет, копируя поведение других детей. В других ситуациях оформление ребёнка в детский сад, наоборот, разрушает уже сформированный навык или ребёнок вообще отказывается посещать туалет в непривычном месте и задерживает мочеиспускание часами до возвращения домой.
       Что касается пищевого поведения, то до определённого времени родители не ожидают каких-либо неприятностей, связанных с едой. И только при достижении их ребёнком возраста, когда предполагается, что он может самостоятельно пользоваться ложкой, и протирать ему пищу необязательно, возникают трудности, которые годы держат семью в напряжении. Пищевое поведение при аутизме очень подвержено образованию стереотипий, проявляющихся в стойком нежелании ребёнка изменять привычным вкусовым ощущениям. Если ребёнка с раннего возраста кормили протёртой пищей, то в дальнейшем он будет, скорее всего, отказываться от супа, где находятся кусочки картошки или мяса. Часто пищевые пристрастия  ограничиваются только сухой пищей в виде сухариков или орешков. На пищевых привычках сказывается и особенности сенсорного восприятия, когда предпочитается или, наоборот, отвергается пища определённого цвета, температуры и т.д. Протест у ребёнка может вызвать смешение разных продуктов в одной тарелке или появление непривычных сезонных продуктов (клубника, свежие овощи). Мать такого ребёнка, стараясь хоть чем-то его накормить, оставляет сухую еду на тарелке где-нибудь в доступном месте. В результате, тревожные опасения по поводу того, что ребёнок останется голодным приводят к ещё большему оскудению пищевого рациона. Бывают ситуации, когда проблема с едой возникает после выхода матери на работу.  Заменяющий её родственник (бабушка или отец) начинает давать ребёнку простую в приготовлении пищу (сосиски, бутерброды), которая в последующим превращается в стойкую пищевую привычку. В тяжёлых случаях пищевой рацион  может состоять исключительно из хлеба, печенья и кока-колы, а иногда ребёнок вообще отказывается от пищи в течение нескольких дней. Нередко, из-за сбоев в приучении к туалету и несбалансированного питания  у аутичных детей возникают упорные запоры.
Вышеописанные проблемы поведения, характерные для детского аутизма, могут варьировать у разных детей и  зависят от тяжести расстройства и поведения окружающих взрослых. К примеру, раннее оформление ребёнка в детское учреждение в возрасте до 2 лет нередко нивелируют проблемы кормления и туалета, так как соответствующие навыки могут сформироваться в результате копирования поведения других детей или последовательных действий воспитателя. С другой стороны, пребывание в детской группе часто является причиной актуализации других деструктивных форм поведения (усиление двигательных стереотипий, агрессия и самоагрессия), связанных со стрессовыми переживаниями аутичного ребёнка, не способного усваивать и обобщать социальный опыт. Наличие того или иного патологического симптома в клинике аутистического расстройства также напрямую связано с возрастом. К примеру, проблемы контактов со сверстниками, по вполне понятным причинам, практически не отмечаются родителями до трёхлетнего возраста, а после пяти лет поведенческий рисунок аутичного ребёнка вообще может существенно трансформироваться.

Признаки Аутизма у детей  дошкольного возраста, Часть 2
Признаки Аутизма у детей  дошкольного возраст, Часть 1

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.