После публикации статьи "Что будет дальше с моим аутичным ребёнком?", многие родители интересуются у меня, какой образ жизни ведёт Маша в настоящее время. Недавно мы встретились с Машей и её старшим братом Антоном, и к моей радости, они оба согласилась записать нашу беседу.
Поскольку Маша и Антон разговаривают между собой на украинском языке, я для своих русскоязычных пользователей блога опубликовала текстовую русскоязычную версию интервью, а для сохранения качества разделила видеофайл на три фрагмента.
На каком языке будем общаться – на русском или на украинском?
Маша. На украинском.
Антон, а ты?
Да, я тоже на украинском.
Давайте так. Я буду
говорить по русски, поскольку я украинский язык хорошо понимаю, но плохо
говорю, а вы – как вам будет удобнее, хорошо?
Маша.
Да.
Машенька, сколько тебе
уже лет?
Маша. 16
А тебе, Антон?
Антон. 18
Маша, ты учишься в
школе?
Маша. Да.
А ты, Антон?
Антон. Я учусь в музучилище. Я закончил
учёбу в школе после 9 класса.
На каком инструменте?
Антон. На тромбоне. Вообще-то я хотел пойти
на вокал, но мне сказали, что там необходимо хорошо знать теорию музыки и уметь
играть на пианино. Так что пока посоветовали пойти на духовые инструменты и
тромбон.
Тебе нравится учиться в музучилище?
Антон.
Немного сложно, поскольку я не учился в музыкальной школе, то есть, я
начинал с нуля.
Понятно, ты не учился в
музыкальной школе и не изучал базовых предметов, и теперь тебе приходится
испытывать двойную нагрузку. Но, в принципе тебе нравится музыка и ты считаешь,
что это твоё будущее?
Антон. Да, но, правда, я ещё окончательно не определился, я также
интересуюсь и политикой и театром.
Маша. И история его ещё интересует.
Маша, а ты уже
определилась с будущей профессией своей?
Маша. Я буду либо дизайнером, либо
переводчиком с иностранных языков. Например, с японского или английского языка.
Ты бы хотела изучать японский язык?
Маша. Японский я уже третий год изучаю.
Ты ходишь к репетитору?
Где ты учишь японский?
Маша. В-основном, я изучаю его
самостоятельно.
А где ты берёшь
информацию о языке?
Маша. С помощью интернета, папа мне скачал
также учебники из интернета.
А какую роль в твоей
жизни играет музыка? Ты же с раннего возраста чудесно пела.
Маша. Ну, да. Я стала регентом и мы
планируем в нашем приходе 24 августа устроить такой мини-концерт в день
Независимости Украины, куда войдут гимн Украины, народные песни и современные
песни.
А кто такой регент,
объясни мне?
Маша. Это руководитель церковного хора.
Часто тебе приходится
петь в церковном хоре?
Маша. Каждую неделю.
Ну, у вас же
папа-священнослужитель, да?
Маша. Да.
А как называется его статус в церкви?
Маша.
Священник.
Маша, твои первые
воспоминания детства. Ты хорошо помнишь своё детство?
Маша. Иногда вспоминаю.
А как ты его помнишь,
как картинки или как факт, что такое событие было?
Маша. Я помню, как я лазила по подоконнику,
мне было примерно 2 года, и меня нянчили четыре женщины – наши прихожанки.
И они тебя пытались
забрать с этого подоконника?
Маша. Видимо, да.
Антон, скажи, а какой
ты помнишь Машу? Тебе было сложно с ней играть?
Антон. Я, вообще-то, не очень помню то
время. Но помню, что было трудновато, мы в то время конфликтовали, то есть,
были такие детские конфликты – Маша отбирала у меня игрушки.
А когда ты стал
понимать, что Маша – необычная сестра? Тебе родители объяснили или ты сам стал
понимать?
Антон. Да нет, мне родители, по моему, объяснили.
А то, что они тебе
объясняли, тебе помогало?
Антон. В детстве я какое-то время не
понимал многого, после того как мне объяснили, я стал воспринимать происходящее
как естественную ситуацию. Потом позже я уже стал ощущать, что не все дети были
такими как Маша.
А чем Маша отличалась
от других детей?
Антон. У Маши был немного другой принцип мышления. Она с детства
была не очень общительная, потом она стала общительной, но всё равно, была
какой-то другой. Я не могу сейчас сформулировать,
в чём было это отличие.
Маша, а когда впервые
услышала слово «аутизм», кто тебе рассказал?
Маша. Я сначала ничего такого не замечала,
а потом гораздо позже, когда мне уже было 14 лет, мы с папой тогда шли
оформлять индивидуальное обучение. Его спросили, какой диагноз, и он сказал: «Аутизм».
И я вдруг не выдержала и переспросила: «Аутизм?».
Ты удивлена была, что это так называется?
Маша. Я была удивлена, что нахожусь
среди аутистов, хотя, когда мама мне рассказывала, что я до 5 лет не говорила
осознанно, я сама раздумывала, может у меня аутизм?
Ты на эту тему думала
ещё до того, как папа назвал это?
Маша. Я посмотрела фильм про Темпл
Грендин.
А кто тебе его показал,
мама?
Маша. Мне одна наша прихожанка подсказала,
что есть такой фильм.
И ты посмотрела этот
фильм и увидела что-то общее?
Маша. Да. Там девочка не разговаривала до 5
лет, и она быстро запоминала информацию. И она тоже как-то отличалась от
сверстников.
Много ли у тебя подруг?
Маша. Да.
Есть ли у тебя близкая
подружка?
Маша. Моя одноклассница очень близкая
подружка и ещё я общаюсь с подругою на дневном стационаре. Мы тоже с ней
общаемся, чаще всего по телефону. Даже гуляли уже вдвоём.
Ты пользуешься
интернетом? У тебя есть аккаунты в контакте или фейсбуке?
Маша. Есть, и в контакте, и в фейсбуке.
Много у тебя друзей в
интернете?
Маша. В контакте примерно 300, в фейсбуке –
больше 100. В фейсбуке у меня наибольшее количестве друзей-иностранцев, чаще
всего из Африки, Японии.
Ты уже пытаешься общаться на японском?
Маша. Когда-то попробовала.
Пока не очень получается?
Маша. Ещё пока мне нужно учить и учить.
А на каком языке ты общаешься с людьми из других стран?
Маша. На английском.
Было ли у тебя в детстве такое, что тебя ругают, а ты не
понимаешь, за что?
Маша. Да, но очень редко.
Тебя редко мама ругала?
Маша. Очень редко.
И папа редко тебя ругал?
Маша. Очень редко.
Расскажи, что ты помнишь из своего детства, чем ты занималась
с папой чаще всего.
Маша. Музыкой занималась, ещё с папой на службу ездила, как и
сейчас.
А с мамой чем ты занималась чаще всего?
Маша. С мамой мы любим смотреть какие-нибудь женские комедии,
попить кофе, писать что-нибудь. Ещё когда я была в селе у бабушки с дедушкой в
прошлом году, мы с мамой разбирали разные распевы. Я как раз только что стала
регентом.
Чем ты занимаешься помимо школы? Какие у тебя есть любимые
занятия?
Маша. Я вяжу, ещё
вышиваю, но очень редко по сравнению с вязаньем. Ещё учусь шить.
Куда ты ходишь в свободное время?
Маша. Мы любим ходить в кино всей семьёй.
Проводишь ли своё свободное время с Антоном без родителей?
Антон. Иногда ходим в кино, играем в компьютерные игры.
Какие книги вы читаете?
Маша. Я читаю украинскую литературу. Ещё заинтересовалась
историей древней Греции и древнего Рима.
А ты, Антон, у тебя другие интересы?
Антон. Украинской
литературой я тоже интересуюсь, и классикой иногда интересуюсь, в-основном, потому
что все говорят, что образованные люди читают, читают и я подумал, ну интересно
почитать.
Маша, а что ты читаешь из украинской литературы, классику или
современную?
Маша. Классическую - Иван Карпенко-Карый, Тарас Шевченко.
Антон, как ты понимаешь «аутизм»?
Антон. Все люди вокруг говорят, что это какая-то болезнь, но
мне кажется, что просто другой образ мышления.
А чем, по твоему, аутичный человек отличается от обычного?
Антон. Я думаю, что ему труднее с другими людьми удерживать
взаимосвязь. Но Маша последнее время нормально с людьми общается. Если нормально
относиться, с любовью, то люди становятся социальными, как и другие люди,
просто по другому мыслят и по другому выглядят, выделяются среди людей.
Тебе стало легче, когда ты стал Машу лучше понимать?
Антон. Да. Я считаю, что людям надо больше рассказывать,
чтобы не было повторения в истории таких случаев, когда таких людей не уважали
и помещали в психбольницы и закармливали таблетками.
Маша. Я когда слышу такие советские предрассудки, что
инвалиды не могут ничего делать, моя душа просто протестует против этого.
Маша, как ты теперь понимаешь, что такое аутизм? В чём твоя
специфика?
Маша. В том, что я
думаю и говорю по другому, как-то так.
А что тебе трудно делать?
Маша. У меня,
например, не получается с физикой и химией.
Антон. Я помню, что тебе было трудно в начальной школе складывать
и вычитать цифры.
Маша. Особенно с делением и умножением. Особенно мне трудно
было решать примеры в столбик. Когда я
пошла в седьмой класс и началась алгебра, мне как-то стало легче.
Маша, у тебя хорошая память?
Маша. Да, я запоминаю очень быстро песни. Бывает, что за одну
репетицию я запоминаю все песни.
А как ты помнишь события? Говорят, что аутичные люди помнят
события, как картинки.
Маша. Можно сказать, что так. Я, например, помню, как я,
кажется, пошла в гости к бабушке с дедушкой по линии отца, и гонялась за чёрным
котом, который спрятался под кроватью.
Сколько же тебе было лет тогда?
Маша. Два или три. И я ещё помню, когда мы жили в другой
квартире, на кухне были такие двери, как в вестернах вход в бар. И помню, я
рассыпала гречневую крупу.
А тебя наказали за это?
Маша. Не помню.
Как вы думаете, что взрослые делают неправильно, какая их
основная ошибка?
Антон. Ну, во-первых, существует много разных стереотипов в
обществе.
Маша. Приказной тон, например, когда ребёнок играется, интересуется чем-нибудь, а родители, чаще всего,
воспринимают это, как что-то неправильное.
Антон. Например, есть среди религиозных людей такие
стереотипы, что это родители нагрешили, что родился такой ребёнок.
То есть, с религиозной точки зрения, неправильно рассуждать,
что за грехи родителей рождается такой ребёнок?
Маша. Ну, во-первых, все грешны, без исключения. А во-вторых,
это люди просто выдумали для устрашения.
Что бы вы пожелали родителям, у которых есть аутичный ребёнок?
Маша. Силы, выдержанности, мужества.
Антон. Относиться к ребёнку с любовью и находить для него
много своего времени. И воспитывать, и играть с ним, потому что это ведь их
ребёнок.
Маша. Заниматься с ним, иначе, зачем же он родился на свет.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.