«Мой
ребёнок мучает котёнка, что делать?» «Купили щенка, чтобы ему было с кем
общаться - теперь ещё больше проблем, не могу ни на минуту оставить их вдвоём!».
Последнее
время стало популярным использование животных с целью терапевтического
воздействия при различных проблемах развития и поведения у детей. Появился даже
такой термин «анималотерапия». Узнав об этом, многие родители особых детей думают,
что появление в доме домашнего животного сможет улучшить качество жизни их
ребёнка, внесёт радость в его повседневную жизнь, улучшит навыки общения и
сотрудничества. Я сама страстный любитель домашних животных и считаю, что преданный
домашний питомец – лучшее средство от депрессии. Но действительно ли некоторые
животные обладают какими-то особыми лечебными свойствами по отношению к особым
детям?
Все
мы наблюдали сцены при просмотре иностранных фильмов, где тяжело больных детей в
госпитале посещают клоуны. Нередко такие мероприятия организовывают волонтёры с
участием домашних животных. Они приносят детям радость, «заражая» их хорошим
настроением и формируя, таким образом, позитивный настрой и мотивацию на
выздоровление. Существуют также специальные услуги, когда домашних питомцев
приносят в дома престарелых, где постоянное содержание домашних животных
запрещено, чтобы доставить радость общения с животными одиноким пожилым людям.
Известно, что некоторые породы собак используются для сопровождения незрячих
людей, поездки верхом на лошади помогают улучшить работу мышц детям с
церебральным параличом и т.д. Существуют подобные услуги и для детей с
проблемами развития. В качестве особого вида реабилитационной
помощи используются специально обученные собаки определённых пород. Щенки
проходят строгий отбор, и на их обучение затрачивается не один год. И даже
после этого процесс общения особого ребёнка с животным проходит под контролем
компетентного взрослого. Понятно, что для такой работы невозможно, например,
использовать кошек, которые, как известно, не являются социальными животными и
имеют соответственные особенности поведения.
Но
одно дело, когда специально обученные животные привлекаются к реабилитационному
процессу для положительной эмоциональной «подпитки» особого ребёнка, и совсем
другое дело проживание такого ребёнка совместно с домашним животным. Ситуация
порой складывается неоднозначная, и результат зависит от конкретных
обстоятельств. Знаю несколько аутичных детей, живущих в сельской местности, где
наличие домашних животных воспринимается ребёнком как привычная составляющая
часть жизни, и где правила общения и ухода за животными вплетены в его
ежедневную рутину. В таких семьях особый ребёнок не воспринимает животное как
игрушку, и сам может быть успешно
вовлечён в работу по уходу за ним. Такой ребёнок с раннего возраста знаком с
правилами и ограничениями при контакте с животными.
Совсем другая ситуация складывается в семье, где взрослые решают приобрести для своего ребёнка котёнка или щенка в качестве игрушки. Даже обычно развивающийся ребёнок дошкольного возраста не способен адекватно взаимодействовать с домашним питомцем без строгого контроля и пошагового обучения со стороны взрослых. Именно это обстоятельство часто не учитывают родители, импульсивно следуя своему желанию доставить радость любимому малышу. Когда речь идёт об особом ребёнке, то родителям тем более необходимо взвешенно обдумать все «за» и «против», чтобы последствия такого поступка не привели к ещё большим психологическим затратам. Наличие даже маленького животного в семье, прежде всего, накладывает дополнительные трудности на повседневную жизнь и потребует дополнительных ресурсов для контроля ситуации вокруг ребёнка. Нередко появление щенка или котёнка в доме вместо радости вызывает у ребёнка чрезмерное возбуждение или протест, а неумелые попытки «поиграть» могут спровоцировать агрессию со стороны испуганного животного. Даже маленький котёнок, защищаясь, в панике может нанести серьёзную травму ребёнку. Хотя, мне известны случаи, когда домашнее животное и особый ребёнок «мирно» сосуществуют, не доставляя друг другу особых неприятностей.
Совсем другая ситуация складывается в семье, где взрослые решают приобрести для своего ребёнка котёнка или щенка в качестве игрушки. Даже обычно развивающийся ребёнок дошкольного возраста не способен адекватно взаимодействовать с домашним питомцем без строгого контроля и пошагового обучения со стороны взрослых. Именно это обстоятельство часто не учитывают родители, импульсивно следуя своему желанию доставить радость любимому малышу. Когда речь идёт об особом ребёнке, то родителям тем более необходимо взвешенно обдумать все «за» и «против», чтобы последствия такого поступка не привели к ещё большим психологическим затратам. Наличие даже маленького животного в семье, прежде всего, накладывает дополнительные трудности на повседневную жизнь и потребует дополнительных ресурсов для контроля ситуации вокруг ребёнка. Нередко появление щенка или котёнка в доме вместо радости вызывает у ребёнка чрезмерное возбуждение или протест, а неумелые попытки «поиграть» могут спровоцировать агрессию со стороны испуганного животного. Даже маленький котёнок, защищаясь, в панике может нанести серьёзную травму ребёнку. Хотя, мне известны случаи, когда домашнее животное и особый ребёнок «мирно» сосуществуют, не доставляя друг другу особых неприятностей.
Надо
понимать, что само по себе наличие щенка или попугая не сформирует у особого
ребёнка навыки общения. Вы никогда не научите своего ребёнка состраданию и
сотрудничеству, если предоставите в его полное распоряжение маленькое
беззащитное живое существо.
С
другой стороны, каким образом формировать у особого ребёнка представление о
живой природе, ведь совершенно очевидно, что невозможно его научить отличать
«живое» от «неживого» по неподвижным изображениям на картинках? Для этого и
существуют прогулки в парке, где можно наблюдать поведение домашних питомцев,
походы в зоопарк, где содержание животных более-менее приближено к природным
условиям жизни, фильмы, где в доступной форме предоставляется соответствующая
информация.
Кстати,
посещение цирковых представлений с участием дрессированных животных не считаю
полезным для детей. Дрессированные цирковые животные – это пережиток, от которого
давно пора отказаться цивилизованному обществу. Да, ребёнка может развеселить
вид живого медведя, катающегося на коньках или слона, стоящего на двух ногах.
Но научат ли его такие сцены адекватному представлению о животном мире. Даже не
хочу представлять себе, что надо сделать с медведем, чтобы он встал на коньки,
и каким образом достигается умение тигра перепрыгивать через огонь, перед
которым он испытывает панический ужас. Кстати, родители, которые на морском
пляже фотографируют своих детей с маленькими обезьянками, вынужденными всю свою
жизнь мучиться на коротком поводке, также совершают большую ошибку, демонстрируя
пример жестокого обращения с животными.
И
только после того, как ребёнок «созреет» для того, чтобы следовать определённым
правилам, а мама заранее будет знать, с какими трудностями ей, возможно,
придётся столкнуться, и «взвесит» свои возможности, можно будет решиться на
такой серьёзный и ответственный шаг, как приобретение домашнего животного. И в
таком случае особый ребёнок действительно найдёт в домашнем животном преданного
друга, с которым никогда не скучно и в сопровождении которого на улице будет
гораздо легче знакомиться со сверстниками.
Но
что делать, если животное уже принесено в дом и «неприятности» начались? Сложно
дать однозначный совет. В ситуации, когда родители осознали, что они явно не
способны контролировать ситуацию, лучше всего передать животное, как говорится,
в хорошие руки. Если взрослые способны осуществлять постоянный контроль и за
ребёнком и за животным, постепенно формируя у ребёнка навыки ухода и общения
с животными, то можно задаться целью и включить её в общий реабилитационный
план, используя приёмы поведенческой терапии и уделяя этому необходимое время.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.