«Как
лучше организовать помощь ребёнку?» -
самый частый вопрос родителей. К сожалению, коррекционное сопровождение
особого ребёнка требует значительных финансовых, психологических и временных
ресурсов. В нашей стране, кроме всего
прочего, наблюдается серьёзный дефицит квалифицированных специалистов,
способных сочетать различные технологии обучения и коррекции поведения,
особенно по отношению к аутичным детям. Наблюдается разрыв между коррекционной
педагогикой, как теоретической дисциплиной, которой обучают будущих
специалистов и наличием у них после получения диплома практических навыков обучения
особых детей. Ярким примером такого разрыва является отсутствие преподавания
АВА-терапии коррекционным педагогам в то время, как этот метод уже
давно занимает первые позиции по эффективности помощи при аутизме, особенно в
раннем возрасте. Именно это обстоятельство привело к тому, что многие родители
стали сами обучаться современным методам помощи своему ребёнку.
На самом деле, «львиная
доля» коррекционной работы в любом случае ложится на семью, это нужно понимать
родителям особого ребёнка. Однако без специального профессионального
сопровождения семьи достигнуть ожидаемых результатов, за редким исключением, не
удаётся, причём, уровень такого сопровождающего специалиста выражается
не только в количестве полученных сертификатов или прослушанных лекций, хотя и
это имеет значение. Практический опыт и
способность к анализу, независимость суждений, выбор стратегии обучения на
основе практической значимости для конкретного ребёнка, а не шаблонных
представлений о том, что он «должен» знать – обязательное составляющее профессии
специального педагога.
Преимуществом эффективного специалиста является его
умение применять различные подходы и методы, не "зацикливаясь" на
шаблонном использовании только одной стратегии, не всегда подходящей конкретному ребёнку. Последнее время я наблюдаю тенденцию обесценивания одного
направления в коррекционной педагогике после появления другого. Считаю, что это
плохая тенденция, которая может привести к оскуднению репертуара профессиональных
навыков коррекционного педагога. К примеру, АВА-терапия прекрасно сочетается с другими
приёмами и методами обучения, базирующимися на представлении о возрастной
психологии, детской нейропсихологии и т.д. Думаю, что мы не скоро доживём до такого
времени, когда особым ребёнком будет заниматься целая команда
узкоспециализированных педагогов. В настоящее время таким ребёнком в лучшем
случае занимается один специалист, которому приходится осваивать самые
разнообразные технологии. Понятно, что всеми этими знаниями можно овладеть только
в процессе многолетнего обучения и самообразования, наложенного на практический
опыт.
С
другой стороны, мама особого ребёнка, вовлечённая в коррекционный процесс,
довольно быстро под контролем специалиста обучается именно тем приёмам помощи,
которые подходят её ребёнку. Задача специалиста, собственно говоря, и
заключается в том, чтобы из огромного арсенала средств и технологий выбрать
наиболее эффективные и подходящие для конкретного ребёнка и обучить родителей
их использовать. Интенсивность такого сопровождения семьи может быть различной
и зависит от конкретных обстоятельств – доступа к специалисту, финансовых возможностей семьи, способности и желания родителей усваивать информацию и т.д.
Многолетний
опыт работы в дошкольном психоневрологическом учреждении позволяет мне
утверждать, что самый эффективный путь оказания помощи особому ребёнку – это
сочетание занятий со специалистом в присутствии матери (или другого члена семьи, проводящего большую часть времени с ребёнком) с обучением родителей.
Ниже
будет продемонстрирована запись занятия с мальчиком. Его возраст 2 года 10
месяцев, он не посещает детское учреждение, но его мама активно включена в коррекционную работу. Продолжительность коррекционной
работы после установления диагноза 3 месяца со средней частотой занятий – 1 раз
в неделю по полчаса. На записи 21-ое занятие со специалистом. На занятии используются различные техники формирования навыков, актуальных для данного ребёнка, включая
АВА-терапию, ПЭКС, методы, основанные на нейропсихологическом подходе и другие.
Уважаемые читатели блога! Копирование и перепост видеофайла запрещён. Если Вы не будете
нарушать запрет, то сможете в дальнейшем знакомиться с видеозаписями занятий и
вместе со мной наблюдать развитие этого мальчика.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.