Основным аргументом, который
предъявляют противники АВА-терапии, является то, что занятия с ребёнком
напоминают дрессировку, конечная цель которой - превратить его в послушного робота, лишить
индивидуальности и инициативы. Однако, как будет выглядеть обучение, зависит не
столько от конкретного метода, сколько от стиля поведения взрослого, его умения
взаимодействовать с ребёнком, вовремя реагировать на различные и не всегда явно
заметные изменения в его состоянии. За свою многолетнюю практику мне приходилось
наблюдать различные занятия с особыми
детьми. Некоторые специалисты, не
имеющие профессиональных представлений об АВА-терапии, интуитивно вели себя как
поведенческие аналитики, виртуозно предугадывая нежелательные реакции. Наблюдая
и анализируя проблемы ребёнка, они использовали именно те подсказки, которые
мотивировали ребёнка на успех, стимулировали его инициативу, удерживали его
внимание. Но были и такие взрослые (как специалисты, так и родители), чей стиль
общения с ребёнком был настолько провокационным и неадекватным его актуальным
возможностям, что, действительно, напоминал скорее бесполезную дрессировку.
Напряженный, громкий тон с металлическими нотками, усиливающимися при каждой
неправильной попытке ребёнка, редкие скупые поощрения, неадекватные
ожидания – всё это приводило к тому, что
у ребёнка со временем вообще «отпадало» желание взаимодействовать со взрослым,
а протестное поведение только
усиливалось.
Не менее важным является и содержание
самого обучения. Пока ребёнок маленький, его развивающийся мозг можно заполнить
чем угодно, формально используя различные технологии обучения, в том числе и
АВА-терапию. Но без возможности применить полученные «знания» в повседневной
жизни, эти навыки либо "заполнят" глубины памяти, оставшись невостребованными,
либо будут актуализироваться в виде
бесполезных повторяющихся действий. Особенно эта проблема заметна при
аутизме, когда дети с раннего возраста научены повторять цифры, буквы алфавита,
сцены из мультиков с непонятным сюжетом, названия геометрических фигур, но всё
это никак не отражается на уровне их умственных способностей, умению
взаимодействовать и быть послушными.
При аутистическом расстройстве, как
известно, основной преградой успешного обучения является проблема
сотрудничества, поэтому умение замотивировать ребёнка на взаимодействие – одна
из важнейших задач, стоящих перед специалистом и родителем. От того, какую
атмосферу сможет создать на занятии специалист, зависит, будет ли это занятие
выглядеть дрессировкой, изнуряющей и ребёнка и окружающих взрослых. Или же это
будет увлекательное для ребёнка и для взрослого взаимодействие, построенное на
поведенческих принципах, разнообразные приёмы которых естественно и виртуозно
вплетены в структуру занятия.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.