Анализ преград в обучении –
обязательная составляющая любой АВА-программы. Как известно, при аутизме
преградами в обучении могут быть зацикленность на получении приятных сенсорных
ощущений, отсутствие сотрудничества, трудности переключения с одного действия
на другое, негибкость и другие. Камнем преткновения при обучении нередко
становится избегание требований. На какие только ухищрения не идёт ребёнок,
чтобы не выполнять задания. «Зависает» в задумчивости, не реагируя на
происходящее, прячется под стол, сбрасывает со стола картинки, пытается
убежать, кладёт голову на стол, отворачивается. В конце концов использует самый
«эффективный» метод влияния на взрослого – закатывает истерику. Конечно, надо
понимать, что причиной такого поведения могут быть и неадекватные требования, и
неправильная тактика взрослого при выборе подсказок, и отсутствие мотивационных
поощрений. Но даже специалист с опытом работы с аутичными детьми тоже сталкивается
с тем, что ребёнок упорно уклоняется от требований, что делает невозможным
продолжение занятия.
Поведенческий подход предполагает
различные стандартные приёмы, используемые в подобных случаях. Например,
зацикленность ребёнка на сенсорных стимуляциях можно в какой-то степени взять
под контроль, используя само сенсорное поведение в качестве лимитированного
поощрения.
Научить ребёнка в социально приемлемой форме сигнализировать
взрослому о своём нежелании выполнять задание – эффективный способ избежать
нежелательного поведения во время занятия и вовремя перестроиться.
На видео ситуация избегания
требований использована специалистом для применения процедуры случайного обучения. Сначала ребёнку было предоставлено учебное задание, представляющее для него трудность. Для того, чтобы
исполнилось его желание – прекратить выполнения конкретного задания, ребёнок
должен выполнить другое задание – составить записку - просьбу.
копирование видео запрещено
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.