среда, 28 октября 2015 г.

Что нам мешает - то нам поможет.

Анализ преград в обучении – обязательная составляющая любой АВА-программы. Как известно, при аутизме преградами в обучении могут быть зацикленность на получении приятных сенсорных ощущений,  отсутствие сотрудничества, трудности переключения с одного действия на другое, негибкость и другие. Камнем преткновения при обучении нередко становится избегание требований. На какие только ухищрения не идёт ребёнок, чтобы не выполнять задания.  «Зависает» в задумчивости, не реагируя на происходящее, прячется под стол, сбрасывает со стола картинки, пытается убежать, кладёт голову на стол, отворачивается. В конце концов использует самый «эффективный» метод влияния на взрослого – закатывает истерику. Конечно, надо понимать, что причиной такого поведения могут быть и неадекватные требования, и неправильная тактика взрослого при выборе подсказок, и отсутствие мотивационных поощрений. Но даже специалист с опытом работы с аутичными детьми тоже сталкивается с тем, что ребёнок упорно уклоняется от требований, что делает невозможным продолжение занятия.

Поведенческий подход предполагает различные стандартные приёмы, используемые в подобных случаях. Например, зацикленность ребёнка на сенсорных стимуляциях можно в какой-то степени взять под контроль, используя само сенсорное поведение в качестве лимитированного поощрения. 

Научить ребёнка в социально приемлемой форме сигнализировать взрослому о своём нежелании выполнять задание – эффективный способ избежать нежелательного поведения во время занятия и вовремя перестроиться.


На видео ситуация избегания требований использована специалистом для применения процедуры случайного обучения. Сначала ребёнку было предоставлено учебное задание, представляющее для него трудность. Для того, чтобы исполнилось его желание – прекратить выполнения конкретного задания, ребёнок должен выполнить другое задание – составить записку - просьбу.





копирование видео запрещено

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.