воскресенье, 17 мая 2020 г.

Учимся сортировать.


           
  Формирование у ребенка с проблемами развития навыка сортировки  - одна из наиболее часто встречающихся целей обучения. Действительно, умение сортировать предметы по различным категориям относят к базовому навыку, который является основой для дальнейшего развития многих адаптивных способностей человека. Освоив базовые понятия, основанные на способности различать и классифицировать предметы окружающего пространства, ориентируясь на их ключевые значимые признаки, ребенок познает мир во всем его многообразии. Помимо формирования умения обобщать предметы на основе значимых признаков, задачи на сортировку позволяют одновременно формировать такие способности, как зрительно-моторная координация, переключение внимания, визуальное восприятие, умение принимать решение, наименование предметов и др. 

          Однако, способность сортировать предметы, которой обучают ребенка, тем более при нарушениях развития, должна включать в себя не просто формальное умение отличать одни предметы от других. Ребенок должен иметь возможность применять обученный навык на практике, в своей повседневной жизни, превращая его в функциональные компетенции. И в этом смысле выбор материала для сортировки имеет ключевое значение. Например, какой практический выход для ребенка будет иметь его умение сортировать геометрические фигуры в раннем дошкольном возрасте, каким образом он сможет применять это умение в своей повседневной жизни? А вот сортировать бытовые предметы, с которыми он постоянно сталкивается (столовые приборы, предметы одежды, продукты), будут способствовать развитию как актуального речевого словаря, так и формированию понятий, установлению связей между предметами и событиями, а также навыкам аккуратности, взаимодействию с близкими взрослыми, поскольку при обучении сортировать бытовые предметы ребенок будет вовлечен в ежедневные бытовые рутины. И что не менее важно, такой вид сортировки способствует формированию навыков самообслуживания и самостоятельности в дальнейшем. 

     Как правильно организовать обучение, чтобы этот навык стал функциональным и был естественным образом включен в повседневную жизнь ребенка рассказывает детский психолог и специалист по прикладному анализу поведения Бессонова Татьяна Игоревна. 


Часть 1. 


Часть 2. 



Часть 3. 




0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.