Сегодняшний
рынок предлагает огромное разнообразие пазлов для детей и взрослых: от
малышовых картинок из двух частей до составленных из тысяч малоразличимых
частей картин великих художников. Эти головоломки взрослые часто используют в
качестве антистресса, а детям предлагают для самостоятельного
времяпровождения. Выбирая пазлы для
детей, взрослые преимущественно выбирают
интересную для ребёнка картинку. Мальчикам – машинки, девочкам котиков,
принцесс, и тем и другим – популярных мультяшных персонажей. Потом кладут
коробку перед ребёнком: "Смотри какая картинка! Сложи/ поиграй", - и на этом считают свою миссию выполненной. Часть детей
может справиться с этой задачей, используя несколько стратегий:
1. Простым подбором –
ребёнок берёт первый попавшийся
«кусочек» и пытается приладить к
нему следующий, перебирая по очереди части головоломки.
· 2. Подбором частей изображения ( например, перебираются
все части в поиске «кусочков» платья принцессы и т.п)
· 3. Подбором вырубных
«замочков» пазла, ориентируясь лишь на форму фрагментов головоломки.
· 4. Силовым методом,
придавливая и «забивая» кулаком фрагменты.
· 5. Сочетая различные стратегии.
Все описанные
выше стратегии ресурсозатратны и механистичны,
но некоторые дети умудряются собирать таким способом достаточно сложные
головоломки. Часть детей с аутизмом со
временем делают это виртуозно, с большой скоростью и «захваченностью»
процессом. Попытка организовать ребёнку самостоятельное времяпровождение с
помощью пазлов часто превращается в поведение аутостимуляции, с присущими такому поведению типичными проблемами. Ребёнок может многократно
собирать и разбирать одну и ту же картинку, собирать её перевёрнутой на 90,180
градусов, делать это каждый раз в одной и той же последовательности, не
рассматривать полученный результат, «взрываться», если фрагмент не попадается, добиваться особого
звука о поверхность стола при собирании головоломки и т.д. Многие дети, у которых недостаточно «
мозговых ресурсов» для усмотрения или перебора фрагментов, чтобы собрать
картинку со слов взрослых « не любят складывать пазлы».
На наших видео мы предлагаем вам несложные алгоритмы обучения детей справляться с составлением пазлов - детей с аутизмом, детей с трудностями анализа двумерных
изображений,с проблемами так называемых пространственных представлений и
другими сложностями обучения. Для этого нужны правильные пазлы J, немного времени в течение дня, много терпения и много
похвалы и поддержки ребёнку. Научив ребёнка работать! ( а потом уже и играть) с
пазлами по правилам, вы научите его ещё многим полезным вещам:
- рассматривать картинки: видеть фигуру и фон, взаимное
расположение изображений, указывать называемые изображения, называть, то, что
нарисовано , различать детали изображений( глаза, уши персонажей, колёса,
окошки , цветочки и др.);
- сравнивать этапы своих действий с образцом, т.е. с
целью, которую надо достичь: знать, с чего начинается и чем заканчивается
составление картинки, выбирать нужный элемент в соответствии с планом,
соединять части, ориентируясь на анализ
«целого изображения и его частей», преодолевать соблазн механического
прилаживания частей друг к другу и т.д.;
- сообщить о завершении головоломки окружающим,
рассказать им, что получилось на картинке ( от простого называния персонажей до
развёрнутой истории ), гордиться своими достижениями!
Все эти умения
пригодятся ребёнку при освоении других умений, например, в будущем, при
освоении школьных навыков – сравнивать написанное на доске, в учебнике, на
экране компьютера с записями в тетради.
Пазлы – это не
только интересно, но и полезно, если действовать по правилам. Удачи!
(текст Бессоновой Т.И.)
https://www.youtube.com/watch?v=kz-Rz3cJ7ko
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.