С тех пор, как 2 апреля стали
отмечать как "День распространения информации об аутизме", у многих врачей, педагогов, родителей реально изменились представления об этом расстройстве. Люди стали
понимать, какой масштаб приобретает проблема аутизма в мире, какие потребности
на самом деле у детей с аутизмом, как важно распознать первые тревожные
симптомы и сразу начать терапевтическое вмешательство. Многие родители стали настоящими
профессионалами в вопросах эффективной помощи своему ребёнку.
Не
изменились только те, кто по определению должны быть в первых рядах на пути к
развитию и совершенствованию помощи при аутизме. Речь идёт о моих коллегах –
детских психиатрах и неврологах. Судя по тем вопросам, которые задают мне
родители на форумах или рассказывают на консультациях, некоторые врачи живут в
каком-то другом мире, где отсутствует информация, нет интернета и переводных
профессиональных изданий. По прежнему, звучат пространные заключения, вроде
аутоподобный синдром, парааутизм и тому подобные неопределённые и
несуществующие ни в одной классификации определения. Но дело даже не в том, как
формулируется диагноз, дело в последствиях такой непрофессиональной
формулировки. По-прежнему, как и много
лет назад, диагноз "аутистического расстройства" с пренебрежением отвергается, зато выписываются «простыни» медикаментозных назначений, где ноотропы
перемешаны с нейролептиками, многие из которых давно уже не используются в детском возрасте. О поведенческих методах коррекции, доказавших свою эффективность, даже не упоминается в рекомендациях. Родители,
вооружённые прогнозами врача «эти лекарства стимульнут речь» пребывают в
напряжённом ожидании того, что вот-вот малыш сам заговорит. И в ряде случаев (о, чудо!) он начинает
произносить какие-то слова. Но проблема аутизма заключается в неумении
общаться и сотрудничать с окружающими людьми.
Какие лекарства могут научить ребёнка разделять радость или огорчение с
близкими или понимать всё многообразие социальных сигналов других людей? Речь
дана человеку для общения, нет общения -
и речь превращаются в бесполезный поток слов или звуков.
Причём
сам факт того, что врач вступает в диагностическую полемику с
родителями, критикуя мнение своего коллеги, возмущает меня больше всего. За всю историю врачебной практики ни один из
детских психиатров не вступил со мной в профессиональный спор, предпочитая оспаривать, а нередко и высмеивать диагноз, дискутируя с родителями. Да, конечно же, есть психиатры и неврологи, специалисты своего дела, умеющие квалифицировать поведенческие проблемы ребёнка, но их,
наверное, не так много, потому что их голос не перекрывает общую атмосферу
профессионального невежества в такой важнейшей области знаний, как
расстройства аутистического спектра.
Вчера, благодаря фонду «Обнажённые сердца», имела удовольствие послушать «вживую» профессора
детской и подростковой психиатрии Брайана Кинга, специалиста мирового уровня в
области аутизма. Стыдно и обидно стало за наш уровень детской психиатрии. Конечно,
ещё много неясного и не изученного в теме аутистических расстройств, но и
достижений достаточно для того, чтобы профессионально бороться за каждого
ребёнка. А пока у нас, как всегда, амбиции, невежество и отсутствие мотивации
реально помогать ребёнку приводят к тому, что родители, не зная, кого слушать, мечутся от одного метода
«лечения» к другому, тратят колоссальные ресурсы не только свои, но и ребёнка. Да ещё вынуждены каждый раз оправдываться перед теми, кто понятия не имеет, с
какими реальными трудностями им приходится сталкиваться ежедневно.
Последнее время создаётся
впечатление, что об аутизме уже знают все, кроме тех, кому положено знать о нём
по статусу. Так и хочется процитировать известного сатирика - «так может в
консерватории что-то подправить?».
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.