Лет пятнадцать или семнадцать назад украинская коррекционная педагогика не располагала практически никакими сведениями об эффективных обучающих технологиях при аутизме. В то время моя коллега психолог Татьяна Игоревна Бессонова стала использовать технику глобального чтения, которую позаимствовала из сурдопедагогики и адаптировала под потребности детей с аутизмом и нарушениями понимания речи. Технология оказалась настолько эффективной, что успешно используется до настоящего времени и занимает почётное место наряду с системой альтернативной коммуникации -ПЭКС.
При обучении традиционному аналитическому чтению ребёнок, как известно, усваивает сначала буквы, а затем последовательное послоговое и в конечном итоге – слитное чтение слов. Обучение аутичных детей аналитическому чтению нередко сопряжено с трудностями, поскольку предполагает участие именно тех функций коры головного мозга, которые страдают при аутизме.
Глобальное чтение предполагает запоминание ребёнком буквенного образа целого слова, и опирается как раз на сильные стороны его познавательных возможностей – визуальное восприятие и способность к запоминанию зрительной информации. По сути, глобальное чтение является для ребёнка одним из вариантов визуальной подсказки. Однако, в отличие от картинки, на которой запечатлён какой-то конкретный предмет, оно обозначает обобщённое представление о предмете или событии. Кроме того, способность ребёнка запоминать и оперировать глобальными словами и предложениями облегчает в дальнейшем переход к аналитическому чтению.
Основной момент, используемый при обучении глобальному чтению – это словарь читаемых слов, который должен быть наполнен коммуникативным содержанием. Ребёнка следует обучать распознавать только те слова и выражения, которые он может функционально использовать в ситуации общения.
Обучение глобальному чтению включает в себя несколько последовательных этапов, в зависимости от возраста и актуальных потребностей ребёнка и может успешно сочетаться с другими альтернативными системами коммуникации.
https://www.youtube.com/watch?v=rfzzpYo8H_s
https://www.youtube.com/watch?v=SwwFYlWKwLg
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.