вторник, 16 июля 2013 г.

ПРИЗНАКИ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из клинического опыта)


ПРИЗНАКИ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ
Часть 2
    Среди детских психиатров существуют разногласия в представлениях о нарушении у аутичных детей способности к игре, отражающей, как известно, уровень социальных навыков в раннем детстве.
       Известно, что аутичные дети не способны на полноценную игровую деятельность, так как у них отсутствует воображение и способность понимать и представлять себе чувства и намерения других людей. Поэтому, аутичный ребёнок раннего возраста не способен даже на имитативную игру (изобразить по просьбе кормление куклы или «питьё» чая из импровизированной чашки). Нередко, у ребёнка отвергается диагноз аутистического расстройства на том основании, что в его повседневном поведении наблюдаются действия, копирующие поступки близких взрослых или игры других детей. Однако, именно аутичные дети нередко с точностью до мелочей повторяют действия окружающих и особенно членов семьи. Для понимания данного феномена необходимо обратиться к нейропсихологическим механизмам формирования социальных навыков у ребёнка.
          Как известно, способность к имитации поведения других людей связано с деятельностью так называемых, зеркальных нейронов, принимающих активное участие в обучении и, в том числе, в формировании социальных способностей. Именно наблюдая за поведением близких взрослых, дети раннего возраста без специального обучения приобретают многие навыки приемлемого для каждой культуры поведения. В частности, проявлением такой способности является имитативная игра, во время которой ребёнок осознанно копирует действия других людей, воссоздавая ту или иную социальную ситуацию (разговор по телефону, чаепитие, приготовление пищи, кормление ребёнка и т.п.). Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идёт о зачатках произвольного, то есть осознанного поведения, преследующего определённую цель. Ребёнок, имитируя поступки взрослых, действует планомерно и адекватно воссозданной ситуации. К примеру, двухлетняя девочка, скорее всего, будет «изображать» модель поведения рассерженной мамы, а не курящего отца. Хотя трёхлетний мальчик и способен по просьбе взрослых «изобразить» свою мать, накрывающую на стол, содержание его повседневных подражательных действий будет связано с имитацией управления автомобилем или атакующими движениями каратистов. Обучение социальному поведению связано с формированием связей между зеркальными нейронами и передними лобными структурами, отвечающими, как известно за произвольные формы поведения и исполнительские функции (планирование, контроль и целенаправленность действий, способность обобщать социальный опыт и т.д.).
          Что касается аутичных детей, то в умении «зеркально» отражать поведение членов семьи они не имеют себе равных. Однако, такое копирование часто носит неосознанный (непроизвольный) характер. Например, аутичный мальчик, ежедневно наблюдая утреннюю процедуру накладывания макияжа своей матерью, сам пытается пользоваться маминой косметикой,  в точности подражая её действиям при накладывании помады, не осознавая своей иной социальной роли. Нередко при аутизме ребёнок неосознанно отражает игровые или иные действия  брата или сестры. И тогда аутичный брат может совершать манипуляции с куклой Барби, наряжая её в свадебные платья, в точности копируя действия младшей сестры. Другим характерным примером отражённых действий, внешне напоминающих функциональную игру, является использование аутичными детьми любой мелкой ёмкости (например, пластмассового «стаканчика» от пирамидки, половинки от матрёшки) для имитации питья из чашки. При более детальном наблюдении становится очевидным, что эти действия есть не что иное, как зеркальное отображение процесса питья из любой емкости, внешне напоминающей чашку, трансформированное в стереотипное действие. Со стороны такие действия ребёнка выглядят как имитативная игра, и нередко так и трактуются специалистами. На самом деле речь идёт о неспособности мозга адекватно обобщать социальный опыт, в результате чего включаются более архаичные приспособительные реакции отражения окружающей действительности. Тем же объясняется привычка многих аутичных детей раннего возраста использовать в качестве горшка любую ёмкость соответствующей формы.
         Типичным примером неосознанного копирования является речь аутичного ребёнка, когда произносимые высказывания могут быть достаточно сложными и производить впечатление на окружающих и при этом совершенно не осознаваться ребёнком. Кстати, именно на такой способности мозга к «зеркальному» отражению построены некоторые обучающие технологии при аутизме, когда формирование социального поведения построено на запечатлении «правильных» поведенческих штампов.
           Отсутствие социальной интуиции и неумение обобщать пережитый опыт приводит к стремлению аутичных детей  к постоянству своего окружения, так как они испытывают стресс при изменении социальной ситуации. Проявляется это в поведении негибкостью и неспособностью идти на уступки, и, как правило, квалифицируется родителями как «упрямство». Зацикленность поведения на определённых действиях и протестные реакции в ответ на смену одного события другим – пожалуй, самая частая проблема, которую отмечают члены семьи. Ребёнок, надев шапку, не даёт её снять с себя в помещении; привыкнув к определённой пище, с упорством отвергает другие продукты; получив однажды купленную в киоске машинку, с истерикой требует повторения покупки каждый раз, проходя мимо. Упорные протесты против попытки переключить ребёнка с одного действия на другое называют проблемой «переходов». Именно негибкость и застреваемость поведения на однообразных действиях и проблемы «переходов» могут стать причиной ежедневных истерик.

 ПРИЗНАКИ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, Часть 1

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.